+7 (914) 553-31-15
info@dapimotors.ru
Главным элементом в аукционных торгах является аукционный лист. Перед аукционом каждый автомобиль проходит осмотр аукционными экспертами и заполняется аукционный лист, в который вписываются технические характеристики автомобиля, его комплектация, схематически указываются повреждения кузова, замечания инспектора, выставляется общая оценка. Оценка складывается из следующих параметров: возраст автомобиля, пробег, наличие повреждений кузова, состояние салона, история аварийности, наличие следов модернизации кузова (тюнинга). Главная задача инспектора - квалифицированно и беспристрастно сверить документальные данные об автомобиле (в том числе на основе сервисной книжки) с реальным положением дел. Ошибка инспектора может испортить репутацию всего аукциона и привести к потере доверия диллеров, а значит и клиентов. Кроме того, например если на торги выставлен автомобиль со "скрученным" пробегом, аукцион рискует навсегда утратить свою лицензию. Для японцев это недопустимо. К тому же их полномочия строго определены законом и уголовной ответственностью. Поэтому информации по выставляемой машине можно доверять на 90%. А если это касается автомобилей с оценкой 4 и выше, то и на все 99%.
Далее приведём примеры основных типов аукционных листов:
Аукционный лист USS | Аукционный лист CAA | Аукционный лист HAA | Аукционный лист JU | Аукционный лист RAA |
Система оценки автомобилей в Японии давно устоялась и максимально прозрачна. В зависимости от аукционного объединения градация и описание оценок могу немного различаться. Для примера приведем оценки применяемые на АукционахUSS:
S - первая регистрация за последний год, почти новый автомобиль;
6 - великолепное состояние и не нуждается в ремонте (пробег менее 30000 км);
5 - великолепное состояние и ремонт не нужен (пробег менее 60000 км);
4,5 - хорошее состояние, ремонт не нужен;
4 - достаточно хорошее состояние, необходимость ремонта маловероятна ;
3,5 - нужен некоторый ремонт или пробег выше среднего;
3 - необходим большой объем восстановительной работы или большой пробег;
2 - плохое состояние;
1 - плохое состояние, низкое качество (затопленный, поврежденный от соли, от ливня и т.п.);
R, RA - Восстановленный после аварии;
R1 - Сочетание оценок R и 1;
RA1 - Сочетание оценок RA и 1;
*** - Не восстановленный автомобиль на запчасти.
Оценка салона автомобиля имеет буквенное обозначение:
А - очень хорошее состояние;
В - хорошее состояние;
С - плохое состояние;
D - очень плохое состояние.
Повреждения кузова на дефектовочной схеме аукционного листа наносятся буквами и цифрами. Чем больше цифра тем серьёзнее повреждение. Некоторые примеры повреждений кузова и состояния салона приведены здесь.
Название элементов кузова и их расположение приведено ниже на схеме.
При покупке автомобиля с аукциона не стоит надеяться только на оценку аукционного листа. Нужно понимать, что вы покупаете автомобиль бывший в употреблении. Необходимо перевести замечания инспектора аукциона. Особенное внимание нужно уделить "минусам" указанным в аукционном листе. Иногда даже у автомобилей с оценками 4 или 4,5 бывают в замечаниях: сильно потёртый руль, педали или рукоятка КПП, коррозия по кузову, днищу или в моторном отсеке. Встречались даже лоты с оценкой 4, а в замечаниях указывались толчки в трансмиссии, посторониий шум двигателя.
Так же нужно обращать внимание на соответствие выставленной оценки и дефектов, указанных в аукционном листе. Иногда инспекторы завышают оценку из-за небольшого пробега, года выпуска, комплектации.
Кроме оценки и повреждений кузова следует обращать внимание на пробег автомобиля. Самые оптимальные параметры для покупки авто с аукциона это оценка 4, 4.5 и пробег 50-90 т.км. Если пробег меньше 50 тыс. км., то аукционная стоимость такого авто будет просто завышена по сравнению с авто, у которых пробег например 60-70 т.км., при этом существенной разницы по состоянию авто нет. Встречаются машины с пробегами 70-80 и даже 90 т.км. в отличном состоянии. Покупка автомобиля с момента выпуска которого прошло более 5-ти лет и незначительным пробегом - почти лотерея. Часто встречаются машины, которые явно долго стояли в Японии и их техническое состояние может не соответствовать состоянию авто с маленьким пробегом, могут присутствовать такие дефекты как трещины на резине, выгоревшая краска, старые и уже потерявшие свои свойства технические жидкости в агрегатах и редукторах, дефекты консоли от солнца, запах в салоне (особенно если в машине часто курили).
Кроме того нужно уделить внимание состоянию резины. На многих аукционах инспекторы указывают остаток протектора в миллиметрах. Это указывается на дефектовочной схеме цифрами в каждом колесе или рядом с ним. Это можно учитывать при расчете максимальной ставки на выбранный лот. Иногда есть смысл немного увеличить ставку, если остаток протектора равен 7-8 мм (почти новая резина) или наоборот, уменьшить, если остаток 0-2 мм (т.к. потребуется замены шин). Особенно это актуально для автомобилей с высокой стоимостью резины (размером от 16 дюймов).
На данный момент из всего множества аукционов наиболее строгие и качественные, где наиболее реально оценивают состояние автомобилей, являются аукционые объединения Aucnet и Honda. На них торги проводятся по понедельникам. Там описывают детали, на которые на других аукционах даже не обратят внимания (например, небольшие морщины на сидении, малозаметные визуально). Данные аукционы не очень большие и выбор выставляемых авто невелик. Также следует выделить аукционные объединения TAA (Toyota Auto Auction) и NAA(Nissan Auto Auction), автомобили описывают достаточно строго и качественно, например, на схеме поставят А1/U1 на месте дефекта вместо типично-расплывчатой для других аукционов фразы "царапины и вмятины по кузову". Но и на этих аукционах могут завысить аукционную оценку за маленький пробег. Другие аукционы (USS, HAA, JU и др.) примерно одинаково оценивают автомобили.
Таким образом при покупке автомобиля с аукциона Японии следует сопоставлять и учитывать все данные, известные про выбранное авто. Очень грязный салон (или с повреждениями, порезами, прожёгами), неотремонтированные существенные кузовные дефекты, разный остаток протектора у резины, сильно потертый руль - всё это замечания, наличие которых в аукционном листе говорит о том, что автомобиль не стоит рассматривать для покупки. По раздельности эти недостатки кажутся мелочами, которые не трудно исправить, но наличие их всех сразу говорит о том, что за автомобилем не ухаживали и не следили во время эксплуатации в Японии. Также есть большая вероятность того, что технические жидкости не менялись должным образом, а это могло привести к повреждениям и двигателя, и трансмиссии. То же самое касается и ходовой части.
Многие уверены, что покупка автомобиля с оценкой 3.5 или даже R или пробегами более 100 т.км. позволяет купить значительно дешевле средне-статистической цены. Это действительно так, но эта разница в цене покупки редко компенсирует стоимость дальнейшего ремонта, покраски и, что не маловажно, эксплуатации авто. Также стоит задуматься о дальнейшей продаже – гораздо легче продавать автомобиль без следов кузовного ремонта и с честным аукционным листом с высокой оценкой, чем с покрашенным кузовом и оценкой 3.5, R или огромным пробегом. Сейчас всё чаще встречаются покупатели, проверяющие авто по статистике, и выбирающие авто на рынке с толщиномером. И делают они это не зря, т.к. очень много мошенничества и обмана при продаже авто. Но об этом будет отдельная статья о мошенничестве на авторынках.